Пушкинская эпоха — золотой век русской поэзии. В то время, по словам
И. С. Тургенева, «литературы, в смысле живого проявления одной из общественных
сил, находящегося в связи с другими, столь же и более важными проявлениями их —
не было, как не было прессы, как не было гласности, как не было личной свободы; а
была словесность — и были такие словесных дел мастера, каких мы уже потом не ви-
дали». Действительно, никогда не было у нас потом такого бережного, любовного и
благоговейного отношения к слову, как к одному из высших проявлений творческих
сил человека.
Позднее литература обогатилась более тонким психологическим анализом,
более углубленным отношением к загадкам бытия, более страстными призывами к
общественности. Но обработка художественного слова, что должно быть самым ос-
новным и существенным для всякого писателя-художника, с тех пор мало подвину-
лась вперед. Здесь Толстой, Достоевский сделали меньше, чем Гоголь и Лермонтов,
не говоря уже о Пушкине, «То был век богатырей» художественного слова. «С тех пор
прошло с лишком тридцать лет», — писал тот же Тургенев в 1868 г., — но «мы еще не
произвели ничего равносильного».
Что называть «Пушкинской эпохой»? В своей книге «Поэты пушкинской поры»
Юрий Верховский началом ее признает условно первое поэтическое выступление
Пушкина (1814 г.), концом, тоже условно, год его смерти (1837 г.). Практически при-
близительной конечной датой берет он 1840 г. Можно было бы еще несколько раздви-
нуть, и конечной датой великой эпохи считать 1842 г., год появления «Мертвых душ»,
начатых еще при жизни Пушкина, по его инициативе и с его благословения.
...Три главных представителя этого поколения: Пушкин, Боратынский и Тютчев
являются величайшими мастерами русского стиха, во многих отношениях не пре-
взойденными. И тот, кто хочет проникнуть в тайны словесной инструментовки, тайны
ритма, гармонии и выразительности, — должен изучать их произведения строчку за
строчкой, эпитет за эпитетом.
Но значение этих великих русских поэтов не ограничивается, конечно, достоинст-
вами их стихотворной техники: чем больше проходит времени, тем глубже становится
и понимание их поэзии, тем выше оценка их лирического, идейного и философского
значения.
Это — вершины, но в этой горной цепи и средний уровень стихотворческой тех-
ники необычайно высок. Юр. Верховский склонен признать «подлинность всей тог-
дашней поэзии —в проявлениях крупных и мелких —одинаково».
("Пушкинская плеяда - И.Н. Розанов")
11 февр. 2011 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий