11 февр. 2011 г.

Пушкинская эпоха - золотой век русской поэзии.

Пушкинская эпоха — золотой век русской поэзии. В то время, по словам

И. С. Тургенева, «литературы, в смысле живого проявления одной из общественных

сил, находящегося в связи с другими, столь же и более важными проявлениями их —

не было, как не было прессы, как не было гласности, как не было личной свободы; а

была словесность — и были такие словесных дел мастера, каких мы уже потом не ви-

дали». Действительно, никогда не было у нас потом такого бережного, любовного и

благоговейного отношения к слову, как к одному из высших проявлений творческих

сил человека.

Позднее литература обогатилась более тонким психологическим анализом,

более углубленным отношением к загадкам бытия, более страстными призывами к

общественности. Но обработка художественного слова, что должно быть самым ос-

новным и существенным для всякого писателя-художника, с тех пор мало подвину-

лась вперед. Здесь Толстой, Достоевский сделали меньше, чем Гоголь и Лермонтов,

не говоря уже о Пушкине, «То был век богатырей» художественного слова. «С тех пор

прошло с лишком тридцать лет», — писал тот же Тургенев в 1868 г., — но «мы еще не

произвели ничего равносильного».

Что называть «Пушкинской эпохой»? В своей книге «Поэты пушкинской поры»

Юрий Верховский началом ее признает условно первое поэтическое выступление

Пушкина (1814 г.), концом, тоже условно, год его смерти (1837 г.). Практически при-

близительной конечной датой берет он 1840 г. Можно было бы еще несколько раздви-

нуть, и конечной датой великой эпохи считать 1842 г., год появления «Мертвых душ»,

начатых еще при жизни Пушкина, по его инициативе и с его благословения.

...Три главных представителя этого поколения: Пушкин, Боратынский и Тютчев

являются величайшими мастерами русского стиха, во многих отношениях не пре-

взойденными. И тот, кто хочет проникнуть в тайны словесной инструментовки, тайны

ритма, гармонии и выразительности, — должен изучать их произведения строчку за

строчкой, эпитет за эпитетом.

Но значение этих великих русских поэтов не ограничивается, конечно, достоинст-

вами их стихотворной техники: чем больше проходит времени, тем глубже становится

и понимание их поэзии, тем выше оценка их лирического, идейного и философского

значения.

Это — вершины, но в этой горной цепи и средний уровень стихотворческой тех-

ники необычайно высок. Юр. Верховский склонен признать «подлинность всей тог-

дашней поэзии —в проявлениях крупных и мелких —одинаково».




("Пушкинская плеяда - И.Н. Розанов")

Комментариев нет: