31 янв. 2009 г.


Непрерывный приток чужих мыслей должен задерживать и заглушать собственные, а за долгий период времени -- даже совершенно ослаблять силу мысли, если она не обладает в высокой мере упругостью, чтобы сопротивляться этому неес­тественному притоку. Вот чем постоянное чтение и изучение расстраивает голову, а также еще и тем, что система наших собственных мыслей и познаний утрачивает свою цельность и непрерывную связь, если мы так часто произвольно преры­ваем ее, чтобы уделить место совершенно чуждому ходу мысли. Разгонять свои мысли, чтобы дать место книжным, -- по-моему, все равно что продавать свою землю, чтобы пови­дать чужие, -- в чем Шекспир упрекал туристов своего времени.
Вредно даже читать о предмете прежде, чем сам не пораздумал о нем. Ибо вместе с новым материалом в голову прокрадывается чужая точка зрения на него и чужое отношение к нему, и это тем вероятнее, что человеку естественно из лености и равнодушия стараться избавиться от усилий мышления и принимать готовые мысли и давать им ход. Эта привычка затем вкореняется, и тогда мысли уж идут обычной дорожкой подобно ручейкам, отведенным в канавы: найти собственную, новую мысль тогда уже вдвойне трудно. От этого-то и встречается так редко самостоятельность мысли у ученых.

Шопенгауэр.

Знание подобно ходячей монете. Человек имеет отчасти право гордиться обладанием ею, если он сам поработал над ее золотом и пробовал ее чеканить или по крайней мере честно приобрел ее уже испробованною. Но когда он ничего такого не делал, а получил ее от какого-то прохожего, который бросил ее ему в лицо, то какое же основание имеет он гордиться ею?

Джон Рёскин.




Заслуга величайших мыслителей состоит именно в том, что они, независимо от существовавших до них книг и преда­ний, выражали то, что сами думали, а не то, что думали или прежде жившие, или окружающие их люди.
Так же точно и каждый из нас должен подстерегать и улавливать те светлые мысли, которые, подобно искрам, от времени до времени вспыхивают и разгораются в нашем со­знании. Для каждого из нас подобные внутренние просветле­ния имеют гораздо больше значения, нежели созерцание и изучение целого созвездия поэтов и мудрецов.

Эмерсон.

Добрые люди друг другу пособляют, даже не подозревая того, а злые умышленно противодействуют один другому.

Китайская пословица


















Всё то, чем люди так восхищаются, все, ради приобрете­ния чего они так волнуются и хлопочут, все это не приносит им ни малейшего счастия. Покуда люди хлопочут, они дума­ют, что благо их в том, чего они домогаются. Но лишь только они получают желаемое, они опять начинают волноваться, сокрушаться и завидовать тому, чего у них еще нет. Не удов­летворением своих праздных желаний достигается спокойст­вие, но, наоборот, избавлением себя от таких желаний.
Если хочешь увериться в том, что это правда, то приложи к освобождению себя от своих пустых желаний хоть наполо­вину столько же труда, сколько ты до сих пор тратил на их ис­полнение, и ты сам скоро увидишь, что, поступая так, ты по­лучишь гораздо больше покоя и счастия.

По Эпиктету.

Доброта в отношениях с людьми обязательна. Если ты не добр к человеку, то ты не исполняешь главной своей обязан­ности.
Лев Толстой.





Надо уважать всякого человека, какой бы он ни был жалкий и смешной. Надо помнить, что во всяком человеке живет тот же дух, какой и в нас. Даже тогда, когда человек отврати­телен и душой и телом, надо думать так: "Да, на свете должны быть и такие уроды, и надо терпеть их". Если же мы показы­ваем таким людям наше отвращение, то, во-первых, мы не­справедливы, а во-вторых, вызываем таких людей на войну не на живот, а на смерть. Какой он ни есть, он не может переде­лать себя, что же ему больше делать, как только бороться с нами, как с смертельным врагом? Ведь в самом деле, мы хотим быть с ним добры, только если он перестанет быть таким, какой он есть. А этого он не может. И потому надо быть добрым со всяким человеком, какой бы он ни был, и не требовать от него, чего он не может сделать, чтобы он стал другим человеком.

По Шопенгауэру.


1) Не откладывай до завтра, что можешь сделать нынче.
2) Не заставляй другого делать то, что можешь сделать сам.
3) Гордость обходится дороже, чем все, что нужно для еды, питья, жилища, одежды.
4) Сколько мы перемучились из-за того, что не случилось, но лишь могло случиться.
5) Если рассердишься, прежде чем что-нибудь сделаешь или скажешь, сочти десять. Если сердце не прошло, сочти сто, и то не прошло -- сочти тысячу.

По Джеферсону.


Когда услышишь, как люди говорят о порочности других людей, не разделяй их удовольствия. Когда услышишь о дур­ных делах людей, не дослушивай до конца и старайся забыть то, что услышал. Слушая же разговоры о добродетели людей, запоминай и рассказывай.
Делай так, и скоро ты так привыкнешь к этому, что когда услышишь о зле людей, то это будет для тебя так же больно, как если бы бранили тебя самого, и, когда сорвется у тебя с языка злое слово о ближнем, тебе будет это так же больно, как если бы ты сам ударил себя.

С восточного


Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает доб­ра в людях.

Доброта украшает жизнь, разрешая все противоречия, за­путанное делает ясным, трудное -- легким, мрачное -- ра­достным.

Меньше читайте, меньше учитесь, больше думайте. Учи­тесь и у учителей, и в книгах только тому, что вам нужно и хо­чется знать.

Для человеческого ума менее вредно совсем не учиться, чем учиться слишком рано и слишком много.


Лев Толстой

Моя религия -- это любовь ко всему живому.

Ибрагим Кардовский.


Только когда мы совсем забудем то, чему учились, мы на­чинаем истинно познавать. Я ни на волос не приближусь к опознанию предмета до тех пор, пока буду предполагать, что мое отношение к нему установлено ученым человеком. Чтобы познать предмет, я должен подойти к нему как к чему­-то совершенно чуждому.

Торо.
Социалистическая страна- государство слабого гражданина, который должен угождать государству, и сильного государства; капиталистическая страна- сильные граждане и, демонстрирующее свою силу в критические моменты истории, государство.