В той или иной форме любой человек сталкивается с этими понятиями с первых шагов своей жизни, с первым словом, произнесённым осознанно. Первые несколько лет жизни ребёнка его семья представляет для него всю Вселенную и законы этой «Вселенной» – это всё, что у него есть для подражания и он, как губка, впитывает в себя нормы поведения, принятые в семье.
Чуть подрастая, раньше или позже, ребёнок сталкивается с жизнью «улицы». Его Вселенная, расширяясь, сталкивается с «новыми» нормами и правилами, принятыми на его «улице». Понятия, что такое «хорошо», что такое «плохо» при этом значительно изменяются и расширяются. И подобным образом расширение «персональной вселенной» происходило у каждого человека до размеров села, города, страны и, в конечном итоге, всей планеты.
Таким образом, без всякого желания со своей стороны, каждый человек оказывается погружённым в поле норм поведения общества, в котором он живёт. Причём, эти нормы не оставались незыблемыми для одного и того же народа в течение всей его истории. Появление или навязывание народам новых религий, новых социально-экономических отношений, всегда сопровождались и изменением общепринятых норм поведения. И, далеко не всегда, замена одних норм поведения другими (и не всегда лучшими) происходила мирным путём, без пролития крови, без насилия меньшинства над большинством или наоборот, большинства над меньшинством.
И, далеко не всегда, насилие меньшинства над большинством оказывается хуже насилия большинства над меньшинством, всё зависит оттого, какое меньшинство и какое большинство. Но, вне зависимости оттого, от какой группы исходит насилие, насилие остаётся насилием, приводящим к ограничению индивидуальной свободы конкретного человека, признающего себя частью стаи, популяции, вида, сообщества людей, называемого нами человеческим обществом. И, вне зависимости оттого, какая группировка сообщества навязывает всем остальным свои нормы, можно выделить два основных типа навязываемых сообществу норм поведения.
Первый тип – навязываемые нормы поведения служат интересам сохранения или выживания стаи, популяции, народности, нации или Homo Sapiens, как вида в целом.
Второй тип – навязываемые нормы поведения несут большую или меньшую опасность интересам сохранения или выживания стаи, популяции, народности, нации или Homo Sapiens, как вида в целом.
Поэтому, при одном социальном устройстве, одни и те же действия будут рассматриваться, как отрицательные, в то время, как при другом социальном устройстве, вполне возможно будут расцениваться, как благодеяния.
В одном случае, свершающие эти деяния люди будут рассматриваться, как злодеи, посланники дьявола, в другом случае – как благодетели или святые, божие посланники. И, что самое интересное, понятие что есть что и кто есть кто, может меняться, как быстро и часто, так и оставаться одним и тем же, в течение больших исторических отрезков времени.
История имеет множество тому примеров. Взять хотя бы христианство. Непротивление злу насилием первых христиан, со временем, сменилось воинственным христианством, при котором заповедь «не убий» распространялась только на тех, кто верил в Христа, как «надо». А все остальные, даже христиане, но верующие во Христа немного по-другому, превращались в злостных еретиков, а не христиане и просто язычники – варвары, которых необходимо заставить верить в Христа или убить, сжечь на костре, разорвать на части и т.д.
Одно и тоже действо человека оценивалось прямо противоположно, в зависимости от того, против кого это действо совершалось. Если против «правильного христианина» – оно превращалось в тяжкий грех, если против всех остальных – святое деяние. И, чем больше людей убивал такой «святой», тем больше была его святость. И это относится не только к христианству, но, практически, ко всем мировым религиям, как существующим ныне, так и сгинувшим в хаосе истории человечества.
Таким образом, понятие, что такое хорошо и что такое плохо зависело, как от многих факторов, условий и представлений, так и от доминирующей, в данный момент, «генеральной линии».
18 дек. 2008 г.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)