19 дек. 2009 г.

РАСКОЛ: ИУДЕЯ И ИЗРАИЛЬ (См. ил.)

В объяснение этого можно привести мысль свящ. писателя: "так суждено было Господом" (евр. сибба меим Иегова, LXX: μεταστροφή η παρά του̃ Κυριου, слав.: превращение от Господа, ст. 15), как после Иегова через пророка Самея объявил Ровоаму и царству его, что отпадение Израиля произошло по воле Божией; но, конечно, воля Божия лишь не стесняла естественных, в данном случае дурных движений воли человеческой - Ровоама, Иеровоама и мятежников из 10 колен. Здесь имело место подобное же действие Божие, как в ожесточении сердца Фараона (Исх. XIV:4 и др., ср. Рим IX:17). Цель божественного попущения печального распадения богоизбранного народа на два враждебные царства, очевидно, состоит в наказании династии Давида и народа за факты неверности Соломона и народа Иегове. (*)

Ровоам решился было на последнее средство - присоединить к своему царству непокорных израильтян: он собрал значительное войско из колен Иудина, Вениаминова и др. - 180 тысяч (это он мог легко и скоро сделать: в одном Иудином колене, по бывшей при Давиде переписи, оказалось 500 000 человек, способных носить оружие, 2 Цар. XXIV:9). Но братоубийственная война на этот раз была предотвращена пророком Самеем или Семаиею (жившим, вероятно, в Иерусалиме), который именем Иеговы еще раз засвидетельствовал, что распадение единого Еврейского царства совершилось по воле Божией, и что борьба бесцельна (ср. 2 Пар. XI:2-5). (**)

Иеровоам чувствует опасность для своего царства и с другой стороны - со стороны интимной религиозной связи израильтян с Иерусалимом и храмом: разделением царства на два разорвана была лишь династическая связь между обоими царствами, но религиозное тяготение Израиля к храму Соломонову оставалось во всей силе, выражаясь в частых посещениях израильтянами Иерусалимского храма для жертвоприношений (ст. 27, 2 Пар. XI:16). Это, по справедливому опасению Иеровоама, могло со временем привести к слиянию обоих царств, и, конечно, под скипетром потомка Давидова - Ровоама. И вот, для предотвращения этого нежелательного для Иеровоам исхода, он углубляет образовавшееся разделение единоплеменного народа религиозным расколом между двумя царствами - введением нового богослужебного культа для своего, Израильского, царства. "Так благодарит он Бога, давшего ему царство! Так верует Богу, обещавшему сохранить оное!" (Филарет, с. 233, прим.) (***)

Сущность религиозной реформы Иеровоама, задуманной и выполненной по указанным политическим мотивам, состояла в том, что, посоветовавшись, может быть, с Главами государства, он слил (XIV:9) двух золотых тельцов (по LXX: δύο δαμαλεις, так и блаж. Феодорит, вопр. 42; слав.: две юницы златы), поставил их на противоположных концах своего царства - южном, - в Вефиле (евр. Бет-эл - на границе колен Ефремова и Вениаминова, Нав. VIII:9; Быт. XXVIII:10 сл.; XXXV:14; Onomast. 205. теперь Betin) и северном - в Дане (прежде Лахис, Нав. XIX:47; Суд. XVIII:19; Иер. IV:15, получил название "Дан" от колена этого имени; по И. Флав. Древн. VIII, 3, 4, ср. V, 3, 1, лежал у истоков Малого Иордана, близ Сидона; по Евсевию и Иерониму, самое название "Иордан" происходит от слова "Дан", Onomast. 308; теперь Дан - Tell-el-Kadi); поставил "на пределах царства, чтобы, одни, приходя к одной (юнице), а другие к другой, и не затрудняясь в этом по причине близости, охотно согласились не ходить в столицу" (блаж. Феодорит, вопр. 42). Xотя оба эти пункта могли и ранее почитаться священными, по крайней мере, о Вефиле это известно, но при назначении средоточных пунктов богослужения Иеровоам руководился, видимо, соображением удобства посещения этих святынь и возможно большей децентрализации культа. По мысли Иеровоама, в тельцах его представлен был образ истинного Бога, Иеговы (по И. Флав. , Древн. VIII, 8, 4, Иеровоам соорудил "два тельца в виде символических представителей Господа Бога"), почему он усвояет им изведение Израиля из Египта (ст. 28, сн. Исх. XXXII:4, 8) и затем устрояет храмы для них (31 ст.) и учреждает культ по образцу Иерусалимского (31-32), с теми двумя изменениями, что ввел всеобщее священство, с уничтожением исключительных прав на него Левиина колена (ст. 31, 2 Пар. XI, 14; "В этом одном, - замечает блаж. Феодорит, - поступал разумно, потому что священники Божии не должны были служить тем, которые не боги"), и праздник Кущей (не названный прямо в тексте, ср. Суд. XXI:19; Иез. XLV:25) перенес с седьмого месяца на 15-е число восьмого месяца - по климатическим условиям северного царства (вследствие более позднего здесь созревания хлебов), как полагают некоторые, или просто для отличия от Иудейского царства. И священный писатель признает введенное Иеровоамом тельцеслужение менее ненавистным Богу, чем чистое язычество (XVI:31-33; 4 Цар. III:2-3; X:30-31). Тем не менее, воплощение Иеговы в чувственном образе тельца было прямым и грубым нарушением второй заповеди десятословия и попранием основного духа Ветхого Завета с его требованием без образного служения Иегове (Исх. XX:4-5; Лев. XXVI:1; Втор. IV:15-19, 23; V:8-9 и др.) ; было именно тяжким "грехом" (30 ст.) Иеровоама и народа, обнаруживших в этом чисто языческое настроение, ищущее своего удовлетворения в чувственном изображении невидимого, неизобразимого Бога. "Это-то обстоятельство, - говорит И. Флавий, - стало для евреев началом всех бедствий, и было причиной того, что они впоследствии были побеждаемы в войне с чужеземными народами и подпадали игу их", а в конце концов царство Израильское перестало существовать. О сущности, характере, происхождении и устройстве культа тельцов см. в обстоятельной диссертации П. М. Красина, Государственный культ Израильского (десятиколенного) царства, Киев, 1904, а также у проф. Ф. Я. Покровского, цит. соч., с. 299-331. (****)

Если простой народ в десятиколенном царстве мог не предвидеть гибельных последствий Иеровоамовой реформы "и был даже доволен тем, что его Бог, Иегова, делается (благодаря тельцеслужению) ближе и доступнее к нему" (см. у проф. Покровского, с 326), то совершенно иначе отнеслись к этому уже представители священства Левиина, во множестве оставлявшие территорию царства Израильского и переходившие в Иудею и Иерусалим (2 Пар. XI:13-14). Но еще прямее и резче высказалось против культа Иеровоама пророчество, и при том как Иудейское, так и израильское. В 3 Цар. XIV:1-16 содержится грозное обличение этого культа со стороны того самого пророка Израильского царства Асии, который некогда (XI:29-39) предсказал Иеровоаму царство. В гл. XIII содержится поразительный рассказ о протесте против культа Иеровоамова со стороны некоего "человека Божия" - пророка из Иудеи [1]. Иосиф Флавий (Древн. VIII, 8, 5) называет его Иадоном (Ιάδων), видимо, отождествляя с Иеддо (2 Пар. IX:29), что, однако, неверно, так как последний пророк жив был еще долго спустя при Авии (2 Пар. XIII:22).

  1. ] Эти два обличения культа тельцов со стороны израильского пророка Ахии и иудейского "человека Божия" дополняют друг друга в такой же степени, как впоследствии обличения: пророка Осии - израильтянина (Ос VIII:4, 5; X:9; XIII:1-2 и др.) и пророка Амоса - иудея (Ам IV:4; V:4-5; VIII:14) (*****)
Иеровоам, желая отблагодарить пророка, а вместе также сгладить тяжелое впечатление у очевидцев происшествия, приглашает иудейского пророка в дом для подкрепления и получения дара. Но пророк решительно отказывается, ссылаясь на совершенно определенное и безусловное ему повеление Божие - не есть хлеба и не пить воды (ст. 9, 17) в земле израильской, т. е. - поскольку вкушение пищи с кем-либо есть знак дружеского общения с данным лицом (Быт. XLIII:32; Лк. XV:2; Гал II:12; 1 Кор. X:8, 20) - не иметь никакого общения со страной и жителями десятиколенного царства, чем показывалось, что страна израильская, принявши Иеровоамом введенный культ, сделалась ненавистной Богу, Который и пророку запрещает вступать в какое-либо общение с жителями ее: "ad detestationem idolatriae, ut ipso facto ostenderet, Bethelitas idolatras adeo esse detestabiles et a Deo quasi excommunicates, ut nullum fidelium cum iis cibi vel potus communionem habere velit" (Cornelius a lapide). Пророку запрещено было и возвращаться прежней дорогой, - вероятно, чтобы не быть узнанным и задержанным на обратном пути. На этот раз пророк пока точно исполнил повеление Божие (ст. 10), чему, однако, воспрепятствовал некоторый Вефильский пророк (11-24). (******)

Трудна роль путешественника в России. По сути современный европеец знает о России так же мало, как, скажем, о Центральной Африке, однако многие из тех, кто хоть ско­лько-нибудь интересуется политикой, счита­ют, что очень хорошо ориентируются в этом вопросе. Причем существует не одно, а два диаметрально противоположных мнения. Одним дантовский ад кажется детским садом по сравнению с современной Россией. От страны несёт трупным запахом, власти, одержимые такими же инстинктами, как у великих тиранов Калигулы и Нерона, купаются в крови. Кучка чуждых народу узурпато­ров еврейского происхождения правит с помощью безграничного террора. Результа­том созданной жутким правлением дезорга­низации явился голод. Широким массам народа не оставалось ничего иного, как позволить тиранам эксплуатировать себя страшнее, чем когда-либо, и надеяться на то, что западно-европейская культура когда-нибудь освободит их с помощью вооружен­ной интервенции. Эта точка зрения под­тверждается свидетельствами тех, кого ограбил сегодняшний режим, лишив их мате­риальных и духовных ценностей, и они вынуждены были бежать от него. Их криком полна европейская печать. Мнение тех, кто причисляет себя к представителям прогрес­сивного направления, также не свободно от искаженных представлений, согласно кото­рым пролетарская революция в России осво­бодила все духовные и производительные силы, бездействовавшие при капитализме. Поэтому Россия является самой прогрессив­ной страной, в технике она покрывает все, чего достигла Европа, в гигиене и социальном устройстве она превосходит всю старую капиталистическую культуру Это царство пролетарской свободы, равенства и брат­ства.(********)

Aquarela do Brazil

Эдуард Шюре (1841-1929) см. о нём





















См. также

Эдуард Шюре- Великие Посвященные (Отрывок. Подтверждены ли данные сведения современной наукой?)- Ч. 1

В этой глав мы будем рассматривать лишь земное происхождение человечества, следуя эзотерическим
традициям, подтвержденным антропологической и этнологической наукой нашего времени.
Четыре расы, которые разделили между собою весь земной шар, возникли в различных странах земли.
Постепенно создававшиеся, медленно перерабатывающиеся космическим творчеством континенты
поднимались из глубины морей, на расстоянии огромных промежутков времени, которые древние жрецы
Индии называли междудилювическими циклами.
На протяжении тысячелетий каждый континент развивал свою флору и фауну и свое человечество с
различным цветом кожи. Южный континент, поглощенный последним великим потопом, был
колыбелью первобытной красной расы; индейцы Америки лишь остатки тех троглодитов , которые
поднялись на вершины гор перед тем, как обрушился их континент. Африка—мать черной расы,
называемая греками эфиопской. Азия произвела желтую расу, которая удерживается в китайской
народности.
Последняя из пришлеце—белая раса, вышел из лесов Европы, пробиравшихся между бурным
Атлантическим океаном и улыбающимся Средиземным морем. Все разновидности человеческого рода
происходят из смешения, вырождения и подбора этих четырех великих расе
В предыдущих циклах господствовали поочередно красная и черная раса и они обладали могучими
цивилизациями, оставившими следы в циклопических постройках и в архитектуре Мексики. В храмах
Индии и Египта имелись относительно этих угасших цивилизаций краткие указания в тайных
письменах и иероглифах.
В настоящем цикли господствует белая раса, и если измерить вероятную древность Индии и Египта,
начало её господства следует отнести за семь или восемь тысяч лет назад .
По браманическим традициям, цивилизация началась на нашей земле пятьдесят тысяч лет тому назад на
южном континент, где обитала красная раса тогда, когда вся Европа и часть Азии находились еще под
водою. Мифологии упоминают также о предшествующей расе, гигантов. В пещерах Тибета были
найдены гигантские человеческие скелеты, построение которых походит более на обезьяну, и - на
человека Их относят к первобытному человечеству, посредствующему, еще близкому к животному
состоянию. не владевшему еще ни членораздельной речью, ни общественной организаций, ни религией.
Ибо эти три вещи возникают всегда одновременно, и в этом скрытый смысл триады бардов, который
выражается так-«Три вещи сосуществовали изначала. Бог, Свет и Свобода». С первым возникновением
речи родится общественность и неясное туманное сознание о божественном порядке. Это—дыхание
Иеговы в уста Адама, глагол Гермеса, закон первого Ману, огонь Прометея, бог. содрогающийся в
человеческой животности.
Красная раса, как мы уже сказали, занимала континент, погрузившаяся на дно океана, называемый
Платоном по египетским традициям—Атлантидой . Великий катаклизм природы уничтожил его и
раздробил на части. Несколько полинезийских рас, а также индейцы Северной Америки и ацииеки,
которых Фр. Пизарро встретил в Мексике, вот все остатки древней красной расы, которая обладала
когда-то цивилизацией, имевшей свои дни славы и величия. Все эти отсталые представители погибшего
прошлого несут в своей душе неизлечимую меланхолию древних рас, вымирающих без надежды на
будущее
Во времена своего господства черные имели религиозные центры в Верхнем Египте и в Индии. Их
циклопические города увенчивали зубцами горные кряжи Африки, Кавказа и центральной Азии. Их
общественный строй представлял собою абсолютную теократию. На верху—жрецы, которых боялись,
как богов; внизу—кишащие, как в муравейник, племена, даже без признанного семейного начала, с
женщинами-рабынями. Их жрецы обладали глубокими познаниями, они признавали божественное
единство мироздания и владели звездным культом, который под именем сабеизма, проник и к белым
народностям .
Но между наукой черных жрецов и грубым идолопоклонством народных масс не было посредствующих
звеньев, не было идеализма в искусства, не было доступной мифологии, хотя уже существовала
промышленность, в особенности строительное искусство, уменье строить из колоссальных камней и
производство из металлов в гигантских горнах, где выливались металлы с помощью военнопленных.
У этой расы, могучей по своей физической выдержке, по страстной энергии и способности
привязываться, Религия являлась царством силы, которое поддерживалось страхом. Природа и Бог
являлись сознанию этих младенческих народов не иначе как под видом дракона, страшного
допотопного зверя, нарисованное изображено которого красовалось и на королевских знаменах и
вырезалось жрецами над дверями их храмов.

Эдуард Шюре- Великие Посвященные (Отрывок. Подтверждены ли данные сведения современной наукой?)- Ч. 2

Белая раса, подобно остальным расам, должна была пройти через все ступени развития, прежде чем овладеть самопознанием. Её отличительные признаки - потребность индивидуальной свободы, чувствительность, которая создает силу симпатии, и преобладание интеллекта, придающего воображению идеальное и символическое направление.

Как же объяснить возникновение религии? По объяснению материалистической науки, религия возникла в следствии страха первобытного человека перед силами природы. Но страх не имеет ничего общего с уважением и любовью. Страх не связывает факта с идеей, видимое с невидимым, человека с Богом. Пока человек только дрожал перед природой, он еще не был человеком. Он сделался человеком тогда, когда уловил связь, которая соединяет его с прошедшим и будущим и с высшим благим Началом, которое оставалось для него таинственным Неизведанным, но которое он все же чувствовал и, чувствуя, испытывал потребность преклониться перед Ним.

В Азии, в Иране и в Индии, где народы белой расы основали первые арийские цивилизации и смешались с народами других цветов, мужчины взяли верх над женщинами в деле религиозного вдохновения. Здесь мы постоянно слышим о Мудрецах - о Риши ("видящих").

Смешение обеих рас - белой и чёрной - происходило двумя способами: или посредством колонизации, или путем завоеваний. Там, где белые колонисты подчинились чернокожим народам, признав их владычество и получив от них религиозные знания, там образовались народы семитические. как египтяне (до Менеса), арабы, финикийцы, халдеи и евреи. Наоборот, другие арийские цивилизации как иранская, индусская, греческая и этрусская возникали там, где белые покорили черных путем завоеваний.
Прибавим, что к числу арийских племен мы причисляем также все белые народы, оставшиеся в древности в состоянии бродячем и варварском, как, например, скифы, гэты, сарматы, кельты и поздние германцы.
Этим и объясняется основное различие религий, а также и письменности у народов семитического и арийского происхождения.

Поднимаясь по арийскому течению, мы проникнем в Индию, где развернулась первая цивилизация, явившаяся результатом победы белой расы. Индия и Египет, эти два матери религий, обладали тайнами великого Посвящения.

Мы проникнем в их святилища. Hо предания их проведут нас еще глубже, в эпоху еще более отдаленную - это первобытная арийская эпоха. Благодаря превосходным работам современной науки, благодаря филологии, мифологии и сравнительной этнологии мы в состоянии различить очертания этой эпохи. Она вырисовывается на фоне ведических гимнов, которые являются лишь ее отражением, отличаются величавой простотой и чудной чистотой линии. Это был век зрелости, совсем не напоминающий золотой век детства, о котором мечтают поэты; в людях того века чувствуется такая полнота веры, силы и ясности, вернуть которую человечество уже не могло с тех пор.

В Индии мысль углубляется, и чувства утончаются. Hикакая поэзия не в состоянии превзойти ведические гимны по нравственной возвышенности, по всеобъемлющей ширине мысли. Они проникнуты чувством божественности всей природы; они объяты тем невидимым, что окружает проявленный мир, они настроены тем великим единством, которое соединяет все в единую гармонию.

Каким образом возникла подобная цивилизация? Как могла развиваться такая высокая интеллектуальность среди постоянных расовых войн и борьбы с природой? Здесь останавливается исследование современной науки, но религиозные предания народов, истолкованная в их эзотерическом смысле, идут гораздо дальше и позволяют нам отгадывать, что первое средоточие ядра арийской расы в Иране произошло благодаря определенному подбору, произведенному в недрах самой белой расы под руководством победителя и законодателя, который дал своему народу религию и законы, соответствующие гению белой расы.

И в самом деле, священная книга персов Зендь-Авеста упоминает об этом древнем законодателе, называя его Иима (Yima), а Зороастр, основывая новую религию, ссылается на него, как на своего предшественника, как на первого человека, с которым говорил Ормузд - живой Бог, точно так же как Иисус Христос ссылается на Моисея. Персидский поэт Фирдуси называет этого законодателя Джэм, Завоеватель черных.

В ведической эпопее Рамаяна (Ramayana) он появляется под именем Рама (Raama), облеченный в достоинство ведического, окруженный блеском великой цивилизации; но при этом ясно сохраняет обе свои характеристики: завоевателя, создающего новую общественность, и Посвященного.
В египетских преданиях эпоха Рамы обозначается как царство Озириса, владыки света, которой предшествовало царству Изиды, царицы мистерий. Hаконец, в Греции древний герой и полубог почитался по именем Диониса, которое происходит от санскритского 'Дэва Нахоуша' - Божественный Преобразователь. Орфей давал тоже имя божественному Разуму, а поэт Hоннус, следуя элевзинским преданиям, воспевал поколение Индии Дионисом.

Как лучи одного и того же круга, все эти предания указывают на один общий центр; следуя по направлению тех лучей, можно убедиться, что все они исходят из него. Итак, минуя Индию Вед, минуя Иран Зороастра, мы увидим - при сумрачном рассвете белой расы - первого Создателя арийской религии, выступающим из лесов древней Скифии в двойной тиаре завоевателя и Посвященного, несущий в руке священный огонь, от которого зародится духовный свет для всех арийских народов.