19 сент. 2010 г.

Эрнест Ренан. Жизнь Иисуса- Откуда выползли иудейские традиции?

Апокалипсические идеи Иисуса в их наиболее полном виде можно было бы
формулировать следующим образом:

Существующий общественный строй приходит к концу. Концом этим будет
громадный переворот, "атония", похожая на родовые боли, полингенезия или
"возрождение", по собственному выражению Иисуса[842], которому
будут предшествовать зловещие бедствия и о котором предвозвестят странные
явления[843]. В самый великий день на небе вспыхнет знамение Сына
Человеческого; то будет громоподобное и молниеносное видение, как на горе
Синае: страшная гроза разразится на небе, сноп огня мгновенно вспыхнет от
востока до запада. Мессия явится на облаках[844], во всей своей
силе и славе, при трубном звуке, окруженный ангелами. Ученики его воссядут
рядом с ним на тронах. Тогда мертвые воскреснут и Мессия воздаст каждому по
делам его[845].

На этом суде люди будут разделены на две категории, по их
делам[846]. Исполнителями приговора будут ангелы[847].
Избранные войдут в чудное царство, уготованное им от создания
мира[848]; там они, облеченные светом, возлягут за пиршество с
Авраамом[849], патриархами и пророками. Но их будет малое
число[850]. Прочие же пойдут в геенну. Геенной называлась долина,
лежавшая к западу от Иерусалима. В различные эпохи здесь предавались культу
огня, и место это обратилось в некоторого рода клоаку. Таким образом, по
представлению Иисуса, геенна есть мрачная, нечистая долина, подземная
бездна, пылающая огнем[851]. Неудостоенные Царства будут здесь
гореть, их будут поедать черви, и одну участь с ними разделят Сатана и его
мятежные ангелы[852]. Там будет плач и скрежет
зубов[853]. Царство Божие будет, как замкнутый чертог, внутри
сияющий, посреди этого мира мрака и мучении[854].

Этот новый порядок вещей будет вечным. Раю и геенне не будет конца. Их
отделяет друг от друга непроходимая бездна[855]. Сын
Человеческий, сидя одесную Бога, будет первенствовать в этом окончательном
состоянии мира и человечества[856].

Из сочинений той эпохи с абсолютной очевидностью явствует, что все это
понималось и учениками, а иногда и самим учителем, совершенно буквально.

Комментариев нет: