Ученая слава Схарии была так велика, что говорили, будто ей завидовал
сам караим Фиркович. Святость Схарии равнялась его учености, но славилась
еще более первой. Разумеется, это была та каверзная праведность и та
убивающая дух ученость, которыми огорчался наш Спаситель и за которые
возглашал: "горе вам, горе и горе".
_______
Схария, вероятно, прозяб и устал, а потому как сел обдумывать, что
сделать с казаком, чтобы он по-прежнему ездил, но никого не трогал, так и
сам не заметил, как заснул. Но что он за тяжкие претерпевал при этом
мучения. Видит он пред собою книгу Закона и уже быстро разогнул ее и хочет
читать заветное место у Даниила, как вдруг откуда ни возьмись кто-то рыжий
закрыл книгу рукой и говорит: "Я ее запечатлеваю". Сказать такое слово
благочестивому еврею, это дело ужасное. После этого он не может молиться до
тех пор, пока признает себя нарушившим заповедь против ближнего и выпросит
себе у него прощения. Схария остолбенел от такой наглости! Кто мог быть этот
дерзкий, который удрал ему такую штуку? Никто иной, как Коган Шлиома,
которому давно хочется быть святее Схарии и перекупить у него Гелиу. Схария
видит его дерзкую руку, обернулся, но Шлиома уже исчез. Схария в синагоге;
поднял книгу Закона вверх обеими руками, так высоко, чтобы все ее видели, и,
прохаживаясь с нею при общем одобрении, громко выкрикает: "Вот закон,
который Моисей дал детям Израилевым!", но вдруг ко всеобщему ужасу зашатался
и уронил книгу Закона на пол, - это второй знак почти уже неотвратимого
несчастия.
Не обошлось и без третьего. Схария дома; собрал на школьный двор
множество мальчишек, дал каждому из них по грошу и по деревянной пике и
заставил их как можно громче кричать и махать пиками, чтобы прогнать
дьявола, явно строящего ему каверзы. А сам пошел в комнату, горя желанием
узнать: хорошего или худого должен он, после такого крайнего употребленного
им средства, ожидать себе в будущем, и стал с этою целью рассматривать над
свечой свои руки. Но у них пропала тень! Испуганный Схария бросил свечу и
поспешно выбежал нагой на крыльцо, чтобы при луне вернуть себе тень от
Авеля, но луна вдруг вся потемнела и как будто упала с неба.
Хуже этого ничего не может быть на свете, так как самые знаменитые
раввины в одно говорят, что исчезновение тени знаменует неизбежную погибель,
и это верно, потому что основано на Моисеевом слове "и тени своей не
узрите".
Столь быстро, кажется, никто не падал в своих собственных глазах и в
глазах всего общества, как падал Схария. Осталось последнее средство: до
зари исповедывал Схария свои грехи, стоя не на земле, по которой ползал
райский змей, а в тазу с водой, и потом взял белого петуха, а Хаве дал
наседку, и оба они долго вертели этих птиц около своей головы. Петух и
курица громко кричали, а Схария выкрикал:
- Пусть этот петух будет жертвой за мой грех: пусть он заслужит мне
хорошую награду! Пусть как машет этот петух крыльями, так машут крыльями и
перелетают вокруг меня с места на место ангелы. Пусть улетают злые и садятся
вокруг моей головы на их место добрые! И пусть этот петух умрет за меня на
этот год, а я буду жить, и Хава будет жива и будет меня слушать с одного
раза и будет у нас с нею всякую неделю гут-шабаш...
И он протянул руку и дернул Хаву за руку, велел ей сварить и петуха, и
наседку; внутренности жертвенных птиц завязал в узелок и положил на крышу
дома, чтобы вороны унесли их с глаз. Так Схарией было сделано все, что можно
было сделать для отвращения грозной судьбы, и он слышал уже, как, прежде чем
началась вечерняя молитва, два раввина разом в один голос начали восклицать
ему публичное прощение. Но в это самое время досадительная Хава разбудила
мужа.
_______
С этой поры мой Схария и стал у всех в посмешище и доживает век в дураках, ожидая, пока придет час обмазать ему голову сырым яйцом и зарыть его в землю. Вот вам и "страшный жид" с расчетом. Конечно, может быть, это к другим в пример не идет, ну да я ведь это так рассказал, к тому, что и рассчетливый просчитывается.
12 дек. 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий