20 сент. 2010 г.

Эрнест Ренан. Жизнь Иисуса



"Никто не подготовляет поддельных чудес, - скажут мне на это, - когда
существует уверенность, что всюду происходят настоящие чудеса". Какое
заблуждение! Именно при вере в чудеса люди бессознательно стремятся
увеличить их число. При наших точных знаниях мы с трудом можем себе
представить те удивительные иллюзии, благодаря которым эти темные, но
сильные натуры, как бы играя со сверхъестественным, если можно так
выразиться, беспрестанно скользили, как по наклонной плоскости, от
легковерия к угодливости и от угодливости к легковерию.

Что может быть
удивительнее мании, распространяющейся в известные эпохи, приписывать
апокрифические книги древним святым? Апокрифические книги Ветхого Завета,
книги герметического цикла, бесчисленные псевдоэпиграфические произведения
Индии соответствуют великому подъему религиозного чувства. Полагали, что
приписывая эти произведения древним мудрецам, этим самым оказывают им честь;
выдавали себя за их сотрудников, не помышляя о том, что в один прекрасный
день такой поступок будет назван обманом. Авторы средневековых легенд,
спокойно раздувавших, сидя за своими пюпитрами, чудеса своего святого, очень
бы удивились, если бы услыхали, что их называют теперь обманщиками.

В ХУШ веке всю историю религий объясняли обманом. Критика нашего
времени целиком отвергла такое объяснение. Слово это, разумеется, обидно; но
в какой именно степени прекраснейшие личности прошлого способствовали своим
собственным иллюзиям или иллюзиям, которые создавались на их счет, этого наш
рассудительный век уже не в состоянии выяснить. Чтобы понять это, необходимо
побывать на Востоке. На Востоке душой всего является страсть, легковерие же
беспредельно. Вы никогда не проникнете до основ мысли восточного человека,
ибо нередко этих основ для него самого не существует. Обман создает страсть,
с одной стороны, и легковерие - с другой. И никакое крупное движение в этой
стране не происходит без некоторого плутовства. Мы уже не умеем ни желать,
ни ненавидеть; хитрости нет места в нашем обществе, ибо для нее не
существует объекта. Но страсть и экзальтация не выносят такой холодности,
этого равнодушия к результатам, которое лежит в основе нашего прямодушия. Но
если абсолютные, наподобие восточных, натуры берутся за какое-либо дело, то
они уже не отступают и в тот день, когда иллюзия станет необходимой для
дела, они перед этим не остановятся. Разве это по недостатку прямодушия?
Напротив, это потому, что убеждение у подобных натур слишком интенсивно,
потому что они неспособны вернуться к самим себе, потому что они
неразборчивы в средствах. Называть это мошенничеством было бы несправедливо;
именно та сила, с которой они увлекаются своей идеей, заглушает в них все
другие мысли; раз цель представляется им абсолютно хорошей, они считают
законным все, что служит для ее достижения. Фанатизм всегда бывает искренен
в своем тезисе и является обманщиком только по выбору средств для
доказательств. Если публика сразу же не поддается доводам, которые фанатизм
считает хорошими, то есть подтверждениям, то он прибегает к заведомо дурным
доводам. Вера для него - все; мотивы, по которым верят, для него
безразличны. Возьмем ли мы на себя ответственность за все аргументы, при
помощи которых совершалось обращение варваров? В наши дни к обману прибегают
как к средству только если известно, что приходится доказывать ложь. В
прежние времена употребление таких средств предполагало глубокое убеждение,
которое сочеталось с самой высокой нравственностью. Мы, критики, обязанные
по своей профессии разобраться в этой лжи и выделить правду из целой сети
обманов и всякого рода иллюзий, в которую облечена история, в виду подобных
фактов испытываем чувство некоторого отвращения. Но не будем навязывать нашу
щепетильность тем, кто был обязан вести за собой бедное человечество. В
выборе между общей истиной принципа и правдивостью мелкого факта человек
глубокой веры никовда не колеблется. В эпоху коронования Карла Х были налицо
все самые достоверные доказательства тому, что святая ампула уничтожена.
Затем она отыскалась, ибо она была необходима. С одной стороны, дело шло о
спасении королевской власти (или, по меньшей мере, этому верили); на другой
чаше весов находился вопрос о подлинности нескольких капель елея; ни один
хороший роялист не затруднится в выборе.

Комментариев нет: