22 сент. 2010 г.

Ренан Э. Апостолы

Христианство, столь несправедливое даже к хорошим сторонам язычества, взяло на себя задачу обесценивать тех, кто боролся вместе с ним против общего врага. В протесте, оказанном философией, в первом столетии, было столько же величия, как и в протесте христианства, но вознаграждены они были далеко не одинаково. Мученику, который оттолкнул ногой идолов, посвящена легенда; почему же Эней Корнут, объявивший Нерону, что его произведения никогда не сравняются с произведениями Хризиппа[91], Гельвидий Приск, бросивший в лицо Веспасиану: «твое дело убивать, мое умирать»[92], Дмитрий Циник, ответивший взбешенному Нерону: «ты меня осудил на смерть, но тебя осудила на смерть природа»[93], — почему они не заняли места среди тех известных героев, которых все любят и почитают? Разве человечество настолько сильно перед влиянием порока и развращения, что может позволить одной школе добродетели оттолкнуть помощь всех остальных и чувствовать, что она одна мужественна, сильна и покорна воле Провидения?

***

Геликон, Апеллес, Евцерий и др. Римляне считали, что для худших из их императоров учителями тирании и деспотизма были цари Востока.

Комментариев нет: