27 окт. 2009 г.

А. Солженицын- Архипелаг ГУЛаг (отрывок)

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизну свою.

А тот, кто всё время радостно-лазурен, тот, напротив, к
своей родине равнодушен.
Тут говорят о маятнике. Да, конечно, огромное качание
маятника, но не со мной только одним, а во всей нашей жизни:
хотят закрыть, забыть сталинские преступления, не вспоминать
о них. "А надо ли вспоминать прошлое?" - спросил Льва
Толстого его биограф Бирюков. И Толстой ответил, цитирую по
бирюковской "Биографии Л. Н. Толстого", том 3/4, стр. 48
(читает поспешно):
"Если у меня была лихая болезнь и я излечился и стал
чистым от неё, я всегда с радостью буду поминать. Я не буду
поминать только тогда, когда я болею всё так же и ещё хуже,
и мне хочется обмануть себя. А мы больны и всё так же
больны. Болезнь изменила форму, но болезнь всё та же, только
её иначе зовут... Болезнь, которою мы больны, есть убийство
людей... Если мы вспомним старое и прямо взглянем ему в лицо
- и наше новое теперешнее насилие откроется."
Нет! Замолчать преступления Сталина не удастся
бесконечно, идти против правды не удастся бесконечно. Это
преступления - над миллионами, и они требуют раскрытия. А
хорошо б и задуматься: какое моральное влияние на молодёжь
имеет укрытие этих преступлений? Это -
р_а_з_в_р_а_щ_е_н_и_е новых миллионов. Молодёжь растёт не
глупая, она прекрасно понимает: вот были миллионные
преступления, и о них молчат, всё шито-крыто. Так что ж и
каждого из нас удерживает принять участие в
несправедливостях? Тоже будет шито-крыто.
Мне остаётся сказать, что я не отказываюсь ни от одного
слова, ни от одной буквы моего письма Съезду писателей. Я
могу закончить теми же словами, как и то письмо (читает):
"Я спокоен, конечно, что свою писательскую задачу я
выполню при всех обстоятельствах, а из могилы - ещё успешнее
и неоспоримее, чем живой. Никому не перегородить путей
правды, и за движение её я готов принять и смерть" - смерть!
а не только исключение из Союза. "Но может быть многие уроки
научат нас, наконец, не останавливать пера писателя при
жизни? Это ещё ни разу не украсило нашей истории".

Комментариев нет: