30 нояб. 2008 г.

Web-вещание - информационный переворот

Новый вид информационных услуг - а таковыми являются все виды печатной продукции, радио, ТВ, Интернет и прочее - вряд ли будет зваться Web Broadcasting. Придумают что-то новенькое. Но свойства, которыми будет обладать "вылупившийся птенец", отнесут его прямиком в разряд новаций. Постараюсь нарисовать портрет этой зарождающейся новации. В первую очередь будет сформирована сеть со сверхвысокой пропускной способностью, приблизительно 10-12 Гбайт/с (примерно такие каналы закладываются в Малайзии в процессе реализации проекта Vision2020 и первой его части Multimedia Super Corridor http://www.mdc.com.my), и решена проблема "последней мили". Конечный пользователь обретет возможность не только получать любую информацию: видео, аудио, текстовую в реальном времени, но и отправлять в сеть свои данные с не меньшей скоростью. Отсюда следует очень интересный вывод: по информационному "охвату" частный пользователь ничем не будет уступать такому монстру, как CNN, или любой иной телевизионной компании.
Иными словами, представьте, что вы покупаете в газетном киоске программу веб-вещания, очень напоминающую по структуре программу телевизионных передач, но "вещателей" там будет... несколько сотен тысяч! А почему бы и нет? Сколько сейчас персональных страничек в Интернете? Вот столько же, если не больше, может оказаться неких домашних вещательных компаний. При этом простое копирование телевизионного предшественника вряд ли произойдет.
Прообраз веб-вещания будущего попробовали создать молодые ребята в московском клубе "Компьютер". На экран монитора одновременно выводятся трех- и двухмерные изображения, текстовая информация, чат и... видео. Нынешние каналы слабоваты для того, чтобы обеспечить работу в реальном времени всех составных частей новинки. Но потенциал изобретения колоссален! И доступен каждому владельцу собственной странички в Сети уже сейчас. Естественно, если привычный набор PC дополнить кое-каким недорогим оборудованием, иметь выделенный канал, свой IP.
Привлекательное свойство веб-вещания - интерактивность. Любые разновидности новой информационной культуры именно этим свойством будут возводить веб-вещание в разряд новаций.

Пространство для больших и маленьких
Итак, читатель, обладающий достаточным воображением и знающий, что такое Интернет и телевидение, может представить не столь далекую перспективу.
Но пока где-то готовят оптоволоконные кабели толщиной с руку, паяют новые коммутирующие устройства, программисты потеют над программным обеспечением счастливой жизни, интересно понаблюдать за малой толикой того, что уже сейчас взволновало пассионариев от Интернета.
Наиболее интересные проекты связаны с оперативным обеспечением поступления, обработки и организации доступа к видеоданным.
Ни сейчас, ни в обозримом будущем при обмене видеоинформацией не обойтись без компрессии. Скорее всего, "контейнерные" виды файлов, такие, как AVI (M-JPEG) и Quick Time, окончательно уступят место "потоковым" - MPEG или аналогичным. Но любой исходный видеоматериал - не более чем сырье для будущей вещательной информационной программы. Посредине - рутинный процесс редактирования. Мне понравились несколько проектов "дистанционного", если можно так сказать, монтажа. Представьте себе, что вы готовите материал о событии, разворачивающемся на большой территории. Каждая съемочная группа напрямую через спутник перегоняет материал в главный информационный центр - размещать монтажный комплекс и заниматься монтажом на месте нет ни возможности, ни времени. В распоряжении специалиста, ответственного за информационный блок, может быть простой ноутбук, подключенный к Интернету. Через Сеть он получает доступ к собранным где-то за многие тысячи километров видеоматериалам. И монтирует их, сидя где-то в отеле или самолете. Забавная картина, не правда ли? Хотя идея не бесспорная.
Другая тема, которую обсуждают в связи с организацией веб-вещания, - управление видеоинформацией на сервере, как со стороны пользователей, так и со стороны хозяев. Ведь, в отличие от традиционного телевидения в нашем случае зритель сам будет формировать программу. Такую, которая нравится ЕМУ, а не вещательному отделу телекомпании. Здесь, если снять шелуху, останется обычная работа по организации баз данных.

Комментариев нет: