Гости: Андрей Левандовский
Ведущие: Сергей Бунтман
Часть 1 - скачать, 9.9 MB
Отрывок из передачи:
А.ЛЕВАНДОВСКИЙ – Столыпин, помимо того, что он замечательный реформатор, он положил начало ГУЛАГу – вот в этом я не сомневаюсь. Именно при нем места заключения стали приобретать тот жуткий характер, который потом они имели при советской власти. Именно при Столыпине стали подбирать администрацию, либо потерпевшую от революции, либо садистски настроенную, именно при Столыпине стали натравливать заключенных на политиков – раньше этого не было никогда. Именно при Столыпине страшные работы и страшные наказания. Вот, т.е. откровенно курс берется на физическое уничтожение. Вот у Сталина 10 лет без права переписки, а в тюремных книгах столыпинской эпохи – «умер от пневмонии». Это означает, забили насмерть. Это, так сказать, все хорошо знали, никто этому не удивлялся. Ну, при этом зажим печати по мере возможности, разгон профсоюзов – ну, это дело обычное. Т.е. Столыпин – очень жесткий человек, который очень жестко, железной рукой наводил порядок. И об этом забывать никак нельзя.
C.БУНТМАН – Многие говорят: так и надо. Когда не касается самого человека, человек склонен говорить: так и надо.
А.ЛЕВАНДОВСКИЙ – Так и надо. Вот Вы знаете, у Толстого в «Воскресении» есть такой эпизод – ну, там к уголовникам, если помните, подключаются политики. Катюша Маслова попадает в среду политиков, политических заключенных, Нехлюдов о ней узнает из разных источников, и вот, девушка, которая вернулась из заключения, бог знает, за что попав – это 80-е годы, Александр III, еще далеко до революции – рассказывает о том, как она сидела в карцере, как над ней издевались. И рядом парнишка, ее брат-гимназист, молча слушает. А потом говорит одну фразу: «Травить как тараканов». Его спрашивают: «Что?» - «Нет, ничего». И уходит. Вот это «так и надо» - но тогда не нужно удивляться революции, взаимной ненависти, гражданской войне, если так и надо. Всякое действие вызывает противодействие, всякое беззаконие, естественно, приводит к беззаконию. Все-таки нужно помнить… Все-таки Столыпин пострадал, конечно, от революции – страшный взрыв на Аптекарском острове, потом его убийство. Но все-таки у власти, мне кажется, всегда ответственность должна быть, как минимум, на уровень выше – она власть. И вот действия такими методами, как бы сказать, открывает путь страстям, ведем неизбежно к взрыву, всеобщему остервенению. А вот с другой стороны, сложно. Ну, хотя бы эту сложность надо ощутить. Столыпину приходилось много убивать – не лично, конечно. Много мучить – не лично, конечно. Но политика его была направлена на то, чтобы инакомыслящих вбить в землю. И он этого на какой-то период достиг репрессиями. И сразу же надо сказать, что не очень ясное понимание сути дела – он не черносотенец, не реакционер…
C.БУНТМАН – Нет.
А.ЛЕВАНДОВСКИЙ – Есть замечательная фраза из одного… по-моему, циркулярное письмо губернатору, уже 1906 год, начало его правления. Вот оцените: «Революция – болезнь не наружная, а внутренняя, и лечить ее только наружными лекарствами совершенно невозможно». А вот все это – охранка, военно-полевые суды…
C.БУНТМАН – Это наружные.
А.ЛЕВАНДОВСКИЙ – Это наружные.
C.БУНТМАН – Это наружные.
А.ЛЕВАНДОВСКИЙ – Наружные. Есть глубокие причины революции – чуть ли не первый деятель, который об этом сказал во всеуслышание. Это не масоны, не поляки, не финны, не евреи, а это сложности нашей жизни, нестроение. И нужно наводить порядок не только репрессиями, но и меняя нашу жизнь. Он еще реформатор, причем реформатор, конечно, незаурядный...
...Такой умный человек как Витте был, как известно, решительным противником войны, говоря, что в мирное время проскрипим, придет война – развалимся. Распутин делал все возможное, исходя из личных соображений и соображений сохранения царской семьи, чтобы войну предотвратить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий