13 янв. 2011 г.

Надо заметить, что поповичи своей способностью работать где бы ни было, приспособляться, оглаживать отношения играют большую роль в Советской России.

_______

Миллионы художников могут, не ссорясь между собою, пользоваться одною булавочной головкой натуры; так верно, если бы развить все творческие силы человека, то немного бы им нужно было земли и всякой материи, и воевать бы тогда было не из-за чего. Вообще для творчества нужно немного материи и не в материи вопрос, может быть,даже, если вопрос ставится о материи, то это бывает признак, что творчество нарушено, и революция есть именно момент нарушения творчества.Творчество чувствуется как освобождение от материальности,преодоление материи, наоборот, чувство тягости материи
лишает творчества.
Люди, видимо, не могут быть всегда в творчестве (в духе), это промежуточное состояние их, когда чувствуется тягость материи,называют долгом или крестом, это чувство - мать всей морали. Так,цвету (или творчеству) предшествует подземная, корневая жизнь долга(креста).
Цвет и крест иногда враждебно встречаются, и то гибнет крест,обращаясь в ханжество (напр., «Дон-Жуан» Мольера), то, напротив,цвет растворяется в шансонетке (то же «Дон-Жуан» у Пушкина).
В Феврале мы встречали революцию, как цвет,- ошиблись, а потом живем до сих пор с вопросом - крест это, за которым последует цвет,или же состояние вне свободы и долга, вечная погибель, распад? С самого начала рассуждения мы верили, нечего ждать цветов от революции, но чувство долга не должно покидать нас.
Во всем творческом процессе начало его бывает трудно, как начинается он чувством тяжести материи, и если распадается, то появляется чувство гадости. Вот и думается, что сейчас мы испытываем чувство гадости, хотя трудно остановиться на этом по случаю своего личного несовершенства. Ищешь поправку своему личному в других, даже хватаешься.

_______

За «честного коммуниста», ищешь его... а не можешь найти. Но это иочень наивно - искать морали среди насильников и убийц, искатьнужно с другой стороны, там, где всё выносят и не теряют веры, ноэта область еще более закрыта личным несовершенством, усталостью,ленью, способностью удовлетворяться малым. Тяжкий вопрос длякаждого, кажется, не разрешимый сознанием и внутри настоящего, апосле нас, после нашей смерти.




(М.М. Пришвин. Дневники)

Комментариев нет: