|
Футуристичная антиутопия о бюрократической машине в каком-то не столь далеком будущем, а для нас уже прошлом, которое смотрится сюрреалистично за счет крошечных гражданских машинок, свисающих отовсюду проводов от робототехники и бункерообразных домов, напичканных хитросплетением труб и «последним словом» бытовой техники, совершенно противоречащих теории о «доме-крепости».
Динамо-машина бюрократии крутится в противоположную быстрому результату сторону, выдавая тонны бумажек, форм и заявлений, призванных немедленному заполнению и регистрации.
Люди считаются существующими, если только это документально доказано и запротоколировано, а быть правильно заполненной формой куда выгоднее, чем человеком без документов.
Но система выдает ошибку в приказе на арест, подминает под себя и растаптывает несколько человеческих жизней. Брешью во взаимозаменяемой системе человеческих ресурсов, работающих на государство, становится канцелярский червь. Тихий клерк, стремящейся исправить уже неисправимое, сталкивается с еще большим потоком бюрократии и формализма.
Подчиненный, как в работе — трусливому начальнику, так и в жизни — давлению деспотичной матери, помешанной на пластической хирургии, Сэм Лоури свободен и независим только в своих снах. Столь противоположные реальности призваны противопоставить общество потребительства и техногенную цивилизацию свободе выбора и простору сознания, но по ходу сюжета две реальности переплетаются, проникая одна в другую, стирая четкую границу сна и яви.
Стремясь в одиночку, справится с тоталитарной системой, Сэм обретает союзников: послужившего отчасти причиной всему развитию событий — Гарри Таттла, объявленного террористом за неподчинение законам системы.
Террористы в данном обществе — люди, объявленные на бумаге вне закона, люди, не желающие жить в обществе потребительства и бюрократизма, вынужденные скрываться, чтобы выжить, те немногие, кто пытается физически уничтожить систему. Подобное разделение общества — на два неравномерных лагеря — послушных и несогласных — применимо к любому строю, навязывающему людям жесткую систему своих ценностей.
Второй союзник Сэма — Джил Лэйтон, девушка-мечта из сна, безуспешно пытающаяся восстановить справедливость и честь семьи, затоптанной конвейером власти.
Как бы по-абсурдному и сюрреалистично не смотрелось происходящее, перемешивая фантастичную реальность с психоделичными снами, происходит горькое осознание того, что все смотрится, не менее актуально, чем 23 года назад, в момент выхода фильма в прокат.
Гиллиам в своем творении подчиняет жесткой критике потребительское общество, бюрократию и технократическую цивилизацию, определяющую нормы и законы, возносит борьбу против капиталистических ценностей, высмеивает либеральную систему и денежную зависимость. То, что все это столь же животрепещуще и по сей день, говорит о том, насколько современность «движется» вперед к прекрасному будущему, которое от прошлого неотличимо.
А финалом антиутопии Гиллиам неоднозначно дает понять, что хэппи-энд — это не всегда добро, побеждающее зло (в данном случае, это вряд ли возможно), но и когда ты по-прежнему не подчиняешься системе, оставаясь верен себе, пусть даже таким нетривиальным способом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий