26 нояб. 2008 г.

Игорь Михайлович Забелин. Человечество - для чего оно ?

Отрывок:

"Что человек продолжает совершенствоваться интеллектуально и
психологически, показывает хотя бы тот факт, что у человека в процессе его
становления резко увеличилось из общего числа сорок одно поле коры головного
мозга. Нет никаких оснований считать, что эволюция уже завершилась, и можно
высказать кое-какие догадки в этом плане.

Но сначала необходимо напомнить об одной удивительнейшей особенности,
отличающей психологическую организацию человека от психологической
организации других млекопитающих.

Из поколения в поколение собаки, например, живут среди людей и остаются
при этом собаками; то же самое можно сказать про кошек, коров и прочих
домашних животных. Науке известно немало случаев, когда ребенок, похищенный
волками, медведями или обезьянами, воспитывался в течение нескольких лет
вдали от людей, а затем его ловили и возвращали в человеческое общество. Во
всех этих случаях человек, выросший среди животных, становился зверем,
утрачивал почти все человеческие признаки. Дети почти нацело утрачивали
способность усваивать человеческую речь, и лишь с колоссальным трудом
удавалось обучить некоторых из них нескольким словам. Ходили дети на
четвереньках, и это понятно, но странно, что у них исчезала способность к
прямохождению и они едва выучивались держаться на двух ногах. Жили дети
примерно столько же лет, сколько в среднем живут воспитавшие их звери...

Как видно по логике психологической эволюции, нам, людям, досталась
чрезвычайно гибкая и восприимчивая нервная организация, способность которой,
однако, к передаче всяких наследственных признаков крайне ослаблена. Чтобы
ребенок вырос человеком, совершенно необходимо, чтобы его ежедневно,
ежечасно воспитывали, пестовали люди, общество. ВНЕ ОБЩЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
ИНДИВИДУУМ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЖИВОТНОЕ.

Можно предположить, что дальнейшая эволюция психики человека пойдет по
линии все более полного закрепления человеческих признаков с последующей
передачей их по наследству. Значит, через энный период времени ребенок
человека, в каких бы условиях он ни воспитывался, сохранит человеческие
способности, не превратится в зверя, сам, без посторонней помощи, освоит
человеческие азы (только азы, конечно) и, главное, не утратит способности к
речи, прямохождению и т. п. В этом смысле человеку предстоит "подтянуться"
до уровня своих биологических предков, но само по себе закрепление
простейших способностей человека послужит лишь началом значительно более
глубокого и сложного процесса.

Суть в том, что в широком естественно-историческом и социальном плане
человеку еще "рано" закреплять те свойства, которыми он сейчас располагает.
Труд - главное в человеке - не стал его первой жизненной потребностью,
братское отношение ко всем ближним еще только пробивает себе дорогу ко
многим и многим человеческим сердцам, еще существуют в психике национальные
барьеры.

Иное дело человек будущего, человек царства свободы! Вот тогда логика
исторического развития потребует закрепления наряду с простейшими признаками
человека и подлинно человеческого в человеке: врожденного трудолюбия,
гуманизма, интернационализма (пока существуют нации)..."

Николай Левашов- Проблемы экологии
Лекция в Москве 20 января 2007 года


Комментариев нет: