13 янв. 2011 г.

«Сильная натура умеет выпутаться из затруднительных обстоятельств,умеет похоронить милое себе и, оставаясь верною ему, идти на новое действование и на новые труды; а слабые натуры теряются в своем плаче об утрате, хотят невозможного, хотят прошедшего, не умеют найтись в действительности и, как этрурийские жрецы, поют одни похоронные песни, не имея силы разглядеть новой жизни и брачных гимнов ее». (Письма об из. природы. Герцен.)


________

«То, что было страданием во тьме, расцветает наслажденим-в свете;все, что было страхом, ужасом, трепетом, станет источником радости,звоном и пением... Зло - необходимый момент в жизни и необходимо-переходимый... без зла все было бы так же бесцветно, как бесцветен был бы человек, лишенный страсти; страсть, становясь самобытною,- зло, но она же инстинкт энергии, огненный двигатель... Зло враг самого себя, начало беспокойства, беспрерывно стремящееся к успокоению, то есть к снятию самого себя...»
(Яков Бёме)


________


Художник должен быть скромен, потому что свет его, как лунный,только исходит от солнца, но сам он не солнце.


________

Сознание, что делаешь свое дело,- вот счастье и награда художника,и это есть добро, а не свое дело - несчастие, зло. Большие художники часто берутся за религию, а малые за публицистику.Толстой хорошо сделал, что отрекся от себя как художника, а Гоголь влип, как дурень, со всем своим художеством в религию.
В деле жизни многие берутся не за свое дело, и так порождается индивидуализм как начало, враждебное личности.
Личность может быть очень маленькая, но она всегда цельная представительная, а индивидуальность всегда - дробь.
Истинный человеческий коллектив имеет одно лицо - это личность,тогда как коллектив Легиона не имеет лица. Безличный коллектив есть Легион индивидуальностей (бесы).
Так ясно подхожу я к критике нашего коммунизма: принудительный коллектив есть Легион. Но я ставлю себе вопрос - мое отвращение к этому коммунизму исходит от высшего Я, т е. от сознания истинного коллектива, или же вся критика исходит от моего неудачного жизненного положения. Ведь я чувствую, что если бы наш коммунизм победил весь свет и создались бы прекрасные формы существования,- я бы все равно не мог бы стать этим коммунистом. Что же мешает?

1)отвращение к Октябрю (убийство, ложь, грабежи, демагогия,мелкота и проч.)

...между тем я жажду истинной революции, Дающий евангелия революции, но разве Маркс - евангелие. Я пережил Маркса в юности. И я наверно знаю, что все, творение теперь Маркса, как только соприкоснутся с личным рвачеством в жизни, оставят это мрачное учение. Будет такое Се в°3Рождение общества, какое было со мной лично, когда сердце мое освободилось для любви к миру в его подробностях, всякой малой вещи в нем; эти восторги освобожденного сердца никогда не позволят мне заковать его снова схемами разума. Мне кажется, так - я на пути к с в о е м у делу, хотя оно такое до смешного маленькое, как мое писательство, между тем как революционеры все делают не свое дело - в этом, кажется, источник всех наших разногласий (не свое делают - «Не знают, что творят»).


________

Красота должна только иногда показываться. Только хлеб никогда не наскучит: хлеб и хлеб.


(М.М. Пришвин. Дневники)

Комментариев нет: